Без рубрики

Как получить лицензию на водопользование

Как получить лицензию на воду из скважины

Приобретение участка в неосвоенной местности – прекрасная головная боль, которая быстро освобождает его нового владельца от суетности жизни. Мгновенно появляется масса проблем, не позволяющая скучать, занимая все свободное время. И одна из них – лицензия на водопользование.

Она возникает для тех владельцев, которые решили устроить для себя забор артезианской воды.

Нужно заметить, что не всякое водозаборное устройство требует оформления специального разрешения. Водозаборы под поверхностные воды не требуют лицензирования, бурение может проводиться в инициативном порядке и добычу воды можно производить сразу после ее запуска и проверки состава. Впрочем, редко кто это делает, такие объекты редко бывают со значительным дебитом и состав водные ресурсы в них имеют непостоянный. Это характерно даже для шурфов, бурение которых произведено до второго песочного горизонта.

Сущность и задачи учета глубинных водозаборов

Лицензирование скважин производится государством для учета природных ресурсов. Эта процедура производится с учетом положений закона о недрах. Поэтому глубинная скважина на известняковый горизонт, производящая добычу живительной влаги, должна быть учтена в Госреестре с назначением ей соответствующего номера.

Вода становится учитываемым ресурсом государственного значения, и лицензия призвана урегулировать ее добычу и защиту источников от различного вида загрязнений.

Лицензирование источников частного характера

Как получить лицензию на водопользованиеКак получить лицензию на водопользование

Непременным условием, разрешающим бурение скважин и последующую добычу живительной влаги, является разработка проекта скважины. Такая работа может быть выполнена только организацией, у которой есть соответствующее разрешение для производства работ такого рода.

Разработка проекта водозабора связана с предварительным проведением изыскательских работ в месте, где предполагается бурение шурфа на воду до известкового (артезианского) горизонта водоснабжения.

Безболезненно пройти этот этап самостоятельно невозможно. Поэтому обращение в специализированную организацию неизбежно. Они в полной мере владеют информацией, где и как расположены водные ресурсы в регионе, разработанной технологией производства изыскательских работ. Специалисты организации сами соберут и согласуют всю необходимую документацию, проведут необходимые изыскательские работы.

Привлечение специалистов, чтобы соорудить водные объекты, нужно не только потому, что самостоятельно произвести бурение артезианского водозабора весьма проблематично. Правда, имеются места близкого выхода известняков, когда уже на глубине от 20 метров водные горизонты позволяют бурение скважин для артезианской воды, обеспечивающие ее добычу в достаточном количестве и с хорошим качеством. Таким местом является, в частности, юг Подмосковья. Однако гарантий качественного вскрытия пластов при самостоятельном исполнении шурфа нет.

Документация при оформлении допуска к пользованию водой

Лицензия на скважину для физических лиц может быть получена при наличии следующих документов:

  1. Паспорт гражданина.
  2. Документ, устанавливающий собственность на участок земли или соглашение о долгосрочной аренде земли, где планируется организовать водоохранную зону устройства. Размер участка по нормативам составляет 60 х 60 метров, а это практически сорок соток – и сколько это будет стоить? На участке водоохраной зоны запрещено какое – либо строительство и любая хозяйственная деятельность, он должен быть надежно огорожен.

Рис.1. Водоохранная зона. Водозабор внутри строения

  1. План обустройства надела.
  2. Кадастровый план.
  3. Размещение объектов по ситуационному плану.

Лицензия на скважину для юридических лиц требует предоставления нижеперечисленных документов:

  1. Заявка для скважины подается по специально утвержденной форме на соответствующем бланке.
  2. Письмо с основными данными предприятия, где указывается почтовый и юридический адрес, также реквизиты банковские.
  3. Данные о руководителе организации, скважина будет оформляться на его имя.
  4. Копия свидетельства о регистрации организации.
  5. Копия Устава предприятия.
  6. Регистрационные данные организации по единому Государственному реестру.
  7. Копии учредительских документов.
  8. Расшифровка кодов предприятия из Статуправления.
  9. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах.
  10. Справка из налогового органа об отсутствии долгов по платежам ресурсного назначения.

В случае, когда на приобретенном участке уже имеются не состоящие на учете объекты в виде скважин, их можно оформить в таком же порядке.

Очевидно, что такие ответственные и сложные сооружения не могут быть лицензированы без определенных затрат со стороны получателя, для которого нужна лицензия на водопользование. Величина затрат для оформления зависит от стоимости производимых работ по оценке данных гидрогеологии объекта, составление отчетных документов по результатам таких работ и их заверение в соответствующих организациях.

Порядок получения лицензий на пользование воду

Лицензирование водозаборных скважин производится в следующем порядке:

  1. Произвести расчет водопотребления в частном хозяйстве или для нужд организации, подающей заявку.
  2. Собрав все необходимые документы, нужно получить заключение о предоставлении права использования природных ресурсов, включая водные.
  3. Подготовить нужные документы для заявки для выполнения геологических исследований непосредственно на объекте.
  4. Составить техзадание для проектирования водозаборного устройства и согласовать его в местном Департаменте пользования недрами.
  5. Заказать в уполномоченной организации проект водозабора.
  6. Произвести геологические экспертизы на участке и, с их учетом, утвердить разработанный проект.
  7. Затем производится собственно бурение. При получении воды необходимо отобрать пробы воды из скважины и сдать их в уполномоченную лабораторию для определения чистоты жидкости по химическому и бактериологическому составу.
  8. По получении результатов экспертиз нужно получить отчет, завизированный двумя специалистами – рецензентами.
  9. Проверить санитарную зону скважины. На ее территории не должно быть каких – либо строений на расстоянии 30 метров от скважины, запрещено ведение любой хозяйственной деятельности. Территория отчуждения огораживается надежным забором. Объекты водозаборов считаются особо охраняемыми территориями.
  10. Получить санитарно – эпидемиологическое заключение о том, что водные ресурсы построенного устройства безопасны.
  11. И, наконец, может быть получена лицензия на водопользование из скважины.

Ответственность за эксплуатацию водозаборов без разрешения

Использовать объекты водозабора можно только при наличии разрешительного документа, что предусмотрено законом №380-ФЗ. Статья 7.3 упомянутого документа говорит о том, что нельзя использовать скважины без лицензии, с нарушением условий, устанавливаемых лицензией или требований технических условий эксплуатации и требований техпроекта.

Приведенная выше информация достаточно ясно дает понять все сложности процесса оформления права пользования и нужно понять защитительную роль такой процедуры.

Бесконтрольное пользование артезианской водой может привести к тому, что имеющиеся на данной территории источники иссякнут. Второй вариант нарушения водоснабжения – смешивание воды из промежуточных (песочных) водоносных слоев с водой из артезианских слоев, в результате чего неизбежно снижение ее качества, вплоть до полной непригодности для потребления в пищу.

Объекты водозабора, не защищенные лицензией, должны быть обесточены, а к их владельцам применены санкции, предусмотренные административным кодексом РФ в виде штрафов:

  • в сумме 3000 – 5000 рублей для физических лиц;
  • в размере 30000 – 50000 рублей для руководителей предприятий, допустивших такое нарушение, и на чье имя оформлена скважина;
  • от 800 до 1000 тысяч рублей для предприятий (юридических лиц), являющихся нарушителями правил эксплуатации водозаборных устройств.

Следует отметить, что эта мера административной ответственности может применяться к нарушителям по каждому установленному факту, то есть – хоть каждый день.

Более серьезная ответственность наступает в случае, когда в результате нарушения установлен факт нанесения материального ущерба природным ресурсам. Например – уже упоминавшееся смешивания воды с разных горизонтов с артезианской водой. Существуют методики расчета ущерба от этого и других событий и суд вряд ли примет во внимание любые оправдания – оплатить возмещение ущерба придется. И единственное надежное средство избежать наказания – лицензия на водопользование.

Приведенные в статье данные не должны пугать обитателей дальних поселков с загородным жильем. Прекрасным выходом будет строительство коллективного водозабора на 10 — 15 хозяйств, тогда расходы на строительство скважины, оплату участка для водозащитной зоны, изыскательских работ и оформление документов равномерно лягут на всех участников и не покажутся непомерными.

Чистой вам воды!

Похожие статьи по данной теме:

Как получить лицензию на водопользование Как получить лицензионное разрешение на установку артезианской скважины

Как получить лицензию на водопользование Глубина бурения на воду без разрешения

Как получить лицензию на водопользование Когда нужно делать капитальный ремонт скважины

Лицензирование водопользования

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В соответствии со статьей 48 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий, который в соответствии с ВК РФ признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.

При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.

Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.

Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей водопользования должна содержать:

· сведения о водном объекте;

· сведения о водопользователе;

· сведения о водопотребителях;

· указания на способы и цели использования водного объекта;

· указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;

· сведения о лимитах водопользования;

· сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;

· сроки действия лицензии;

· требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.

Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются лицензирующим органом в области водопользования в соответствии с порядком, установленным водным законодательством Российской Федерации. Лицензия вступает в силу только после ее регистрации (статья 50 ВК РФ).

Правила выдачи, оформления, регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий юридическим лицам и гражданам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 года №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» (далее Правила №383).

Лицензирование водопользования осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Лицензия на водопользование дает право ее владельцу на пользование водным объектом или его частью на определенных условиях в течение установленного срока.

Использование водных объектов осуществляется в виде общего и специального водопользования, водные объекты могут предоставляться в особое водопользование.

Не требуется получения лицензии на осуществление:

ü общего водопользования;

ü использования водных объектов для плавания на маломерных судах;

ü разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

ü водопользования для пожарных нужд;

ü забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;

ü пользования обособленными водными объектами. Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федерации (пункт 5 Правил №383).

Водные объекты предоставляются юридическим лицам или гражданам в краткосрочное (до 3 лет) и долгосрочное (от 3 до 25 лет) пользование (пункт 6 Правил №383).

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ

· заявление о выдаче лицензии с указанием:

ü для юридических лиц – наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименование банка;

ü для физических лиц – фамилии, имени, отчества, паспортных данных;

ü наименования и границ водного объекта;

ü вида водопользования и его особенностей;

ü срока действия лицензии;

· копии учредительных документов с представлением оригиналов, если копии не имеют нотариального удостоверения;

· копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

· характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности;

· справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;

· документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;

· предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране;

· данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы контроля качества вод.

Существует арбитражная практика, где организации было отказано в выдаче лицензии на водопользование (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 года №ф04-7644/2004(5760-А75-19).

В зависимости от вида водопользования заявитель для получения лицензии дополнительно к вышеперечисленным документам должен представить следующие документы:

На водопользование, связанное с использованием водных объектов для забора воды дополнительно к документам, указанным в пункте 23 Правил №383 представляются:

ü сведения о водопотребителях и потребности их в воде;

ü сведения о наличии средств учета забора воды и контроля (наблюдения) за качеством забираемых вод;

ü утвержденную документацию по эксплуатируемому водозабору;

ü разрешение на специальное водопользование или предпроектную документацию на строительство планируемого водозабора.

На водопользование, связанное с использованием поверхностных водных объектов без изъятия воды дополнительно к документам, указанным в пункте 23 Правил №383 представляются:

ü технические данные о судах и других плавательных средствах;

ü разрешение государственного регистра на эксплуатацию судов, других плавательных средств с указанием портов их приписки;

ü данные об обеспеченности береговыми и плавательными устройствами для приема всего объема сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на судах и других плавсредствах;

ü сведения о наличии средств контроля (наблюдения) за качеством воды на участке акватории при эксплуатации объектов и производстве работ, которые оказывают или могут оказать негативное воздействие на состояние водного объекта.

На водопользование, связанное с использованием водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод дополнительно к документам, указанным в пункте 23 Правил №383, представляются :

ü сведения о наличии технических средств учета объемов сброса и контроля за качеством сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод;

ü обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых сточных и (или) дренажных вод.

На водопользование, связанное и использованием поверхностных водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа, сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием, представляется лицензия на пользование недрами.

Внесение в лицензию изменений осуществляется в порядке, установленном для получения лицензии на водопользование.

Следует обратить внимание, что за достоверность и полноту представляемых сведений заявители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После рассмотрения и проведения экспертизы представленных заявителем документов, выполнения расчета характеристик водопользования для установления лимитов водопользования и водоотведения, определения условий действия лицензии, согласования условий осуществления намечаемой деятельности с органами охраны окружающей среды лицензирующий орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии.

Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения от заявителя всех необходимых документов (пункт 32 Правил №383).

Если необходимо проведение дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение должно быть принято в течение 15 дней со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления и всех прилагаемых к нему документов.

В некоторых случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии может быть продлен до 30 дней.

Если лицензирующим органом принято решение о выдаче лицензии, то ее оформление, регистрация и выдача заявителю осуществляются в недельный срок со дня принятия такого решения (пункт 33 Правил №383).

Органам лицензирования предоставлено право приостановления действия лицензии на срок до 6 месяцев, если водопользователь осуществляет деятельность, не предусмотренную лицензией, или с нарушением условий лицензии, а также в процессе осуществления деятельности систематически или грубо нарушает водное законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды (пункт 35 Правил №383).

После устранения водопользователем причин, вызвавших приостановление действия лицензии, ее действие возобновляется.

Помимо лицензии на водопользование лицензирующий орган осуществляет выдачу распорядительных лицензий, которые дают право на передачу права пользования водным объектом от одного лица к другому в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации (пункт 37 Правил №383).

Для получения распорядительной лицензии заявитель должен представить документы, необходимые для получения лицензии на водопользование.

Решение о выдаче или отказе в выдаче распорядительной лицензии лицензирующим органом должно быть принято в течение 15 дней со дня получения заявления и необходимых документов, оформление, регистрация и выдача этой лицензии заявителю осуществляется в недельный срок со дня принятия решения о выдаче лицензии. Одновременно вносятся изменения в соответствующую лицензию на водопользование.

Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия вступают в силу только после их регистрации, которая осуществляется в соответствии с Письмом Минприроды Российской Федерации от 26 сентября 1997 года №НМ-61/3743 «О временных методических рекомендациях по государственной регистрации лицензий на водопользование».

Деятельность водопользователя считается законно установленной после государственной регистрации лицензии на водопользование. В форме лицензии, утвержденной Приказом МПР Российской Федерации от 23 октября 1998 года №232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами», предусмотрена строка «Дата регистрации», в которой указывается дата государственной регистрации лицензии.

В случае принятия органом лицензирования решения об отказе в выдаче лицензии на водопользование, заявителю направляется разъяснение с указанием причин отказа в выдаче лицензии.

СБОР ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙИ ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

Лицензия на водопользование будет выдана заявителю только после уплаты им лицензионного сбора, поскольку выдача лицензий на водопользование осуществляется на платной основе.

Сбор — это законодательно установленный платеж, вносимый юридическими и физическими лицами за услуги, оказываемые государственными органами и органами местного самоуправления.

В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Вопросы лицензирования в нашей стране регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 указанного закона. Однако Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет не все сферы предпринимательства, на которые необходимо специальное разрешение. В соответствии со статьей 1 указанного закона его действие не распространяется на деятельность по использованию природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира. Как мы уже отметили, требование о наличии лицензии выдвигается к водопользователю ВК РФ.

Проходя процедуру лицензирования, хозяйствующий субъект несет определенные расходы, так как лицензирование осуществляется на платной основе. При лицензировании вида деятельности хозяйствующий субъект уплачивает государственную пошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление таковой. В соответствии с пунктом 71 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) размеры государственной пошлины составляют за:

· рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 рублей;

· предоставление лицензии — 1 000 рублей;

· переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 рублей.

Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация:

«услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина. все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)».

Расходы на лицензирование у организации с точки зрения бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности. Такой вывод следует из пункта 5 ПБУ 10/99.

Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия. В связи с этим, на основании пункта 19 ПБУ 10/99, эти расходы должны быть обосновано распределены. Следовательно, первоначально организация отражает их в составе расходов будущих периодов, а затем списывает на затраты в порядке, устанавливаемом организацией. Такой порядок списания предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н. Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации.

Организацией приобретена лицензия на водопользование связанное с использованием водных объектов для забора воды, сроком действия пять лет. При приобретении лицензии организацией уплачен платеж за рассмотрение лицензирующим органом заявления в сумме 300 рублей и лицензионный сбор в сумме 1000 рублей.

В рассматриваемом примере организация без наличия лицензии не имеет права осуществлять свою основную деятельность, следовательно, расходы организации, связанные с ее получением, на основании пункта 5 ПБУ 10/99 являются расходами по обычным видам деятельности. Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. В данном случае срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов ». Учтенные на данном счете расходы списываются в дебет счетов учета затрат (в данном случае — в дебет счета 20 «Основное производство»).

В бухгалтерском учете организации бухгалтер отразил получение лицензии следующим образом:

Под расходами в главе 25 НК РФ понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 НК РФ).

Организация не может осуществлять деятельность, связанную с получением дохода без наличия лицензии, то есть, как видим в отношении лицензионных расходов, все требования, выдвигаемые налоговым законодательством, выполняются. Поэтому организация в целях налогового учета учитывает такие расходы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Дата возникновения расходов по лицензированию зависит от применяемого налогоплательщиком в целях налогообложения метода признания доходов и расходов: начисления или кассового.

Если организация использует метод начисления, то на основании пункта 1 статьи 272 НК РФ, затраты на лицензию необходимо относить на расходы, учитываемые для налогообложения равными частями в течение срока действия лицензии. Поскольку для целей налогообложения прибыли расходы на лицензирование учитываются так же, как и в бухгалтерском учете, различий между бухгалтерской прибылью и налогооблагаемой базой по налогу на прибыль не будет.

Федеральный закон от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внес поправку в статью 272 НК РФ.

С 1 января 2006 года в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ:

«Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно».

В связи, с чем организация с 1 января 2006 года может в налоговом учете списать расходы на получение лицензии и единовременно. Правда, чтобы иметь эту возможность организация должна закрепить используемый способ списания подобных расходов в учетной политике организации.

Заметим, что единовременное списание расходов на получение лицензии в налоговом учете, приведет к возникновению налогооблагаемой временной разницы, приводящей к образованию отложенного налогового обязательства (Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 года №114н.

Если организация использует кассовый метод, то расходы на лицензию можно учесть в составе расходов единовременно, после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

Более подробно с вышерассмотренными вопросами Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».

Рекомендуйте статью коллегам:

Лицензия на скважину в 2016 году. Постановление № 94 и изменения в порядке получения лицензии.

1.Лицензирование скважин – для чего это нужно?
2.Что такое лицензия на пользование недрами?
3.Кому необходимо получать лицензию на скважину?
4.Когда можно не получать лицензию на скважину?
5.Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину?
6.Как получить лицензию на добычу подземных вод в 2016 году?

В сегодняшней статье мы ответим на эти и некоторые сопутствующие вопросы. А для начала, давайте разберемся на основании чего собственник или арендатор земельного участка должен получать разрешения для использования скважины на воду.

Лицензирование скважин – для чего это нужно?
Подземные воды в соответствии с законодательством РФ являютсячастью земных недр. Об этом свидетельствует ФЗ «О недрах» – главный нормативный правовой акт, который регулирует вопросы недропользования. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности.
Право собственности на недра принадлежит государству, включая подземное пространство, полезные ископаемые и прочие виды ресурсов. Любое использование недрявляется законным только после получения соответствующего разрешения со стороны государства. Данное разрешение оформляется в виде лицензии на недропользование. с указанием разрешенных видов деятельности при пользовании недрами.

Для организации водоснабжения за счет подземных вод, государством выдается два вида лицензий:
· Лицензия на геологическое изучение
· Лицензия на добычу подземных вод

Что такое лицензия на пользование недрами?
Каждая лицензия на недропользование состоит изфирменного бланка с указанием кому, для каких видов пользования недрами и на какой срок она выдана. Кроме этого, каждая лицензия содержит приложения, в которых указаны условия лицензионного соглашения. В них прописаны требования, выполнение которых принимает на себя недропользовательи сроки их реализации.
Лицензия на геологическое изучение и лицензия на добычу подземных вод всегда получаются последовательно, одна за другой. При этом получение лицензии на добычу подземных вод возможно только после выполнения условий пользования недрами, прописанных в лицензии на геологическое изучение.
Главным условием пользования недрами в лицензии на геологическое изучениеявляетсяпроведение комплекса геологоразведочных работ. Такие работы проводятся на основаниипроекта на геологическое изучение участка недр, который проходит обязательную государственную экспертизу.
Главная задача, которая решается при проведении работ по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод заключается в следующем. Вновь пробуренная или уже давно существующая, но эксплуатируемая без лицензии водозаборная скважина, не оказывала негативного влияния на другие скважины, которые расположены по соседству и уже имеют лицензии на добычу подземных вод. Кроме этого скважина должная обеспечивать то количество воды, требуемого качества, которое необходимо недропользователю.

Кому необходимо получать лицензию на скважину?
Важно понимать, что получение скважины «в наследство» от предыдущего владельца, а также бурение ее «в прошлом веке», не освобождает нынешнего владельца от необходимости соблюдать законодательства в сфере недропользования.
Таким образом, абсолютно каждая скважина. используемая для целей водоснабжения, вне зависимости от года ее бурения, должна эксплуатироватьсятолькопри наличии лицензии на добычу подземных вод.

Когда можно не получать лицензию на скважину?
Не получать лицензию на добычу подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин, на сегодняшний день, возможно в единственном случае. В соответствии со статьей 19 ФЗ «О Недрах». собственники или арендаторы земельных участков имеют право добывать подземные воды без лицензиидля личных, бытовых и других, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд. При этом подземные воды не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому.
Водоносный горизонт. в такой ситуации, не должен являться источником централизованного водоснабжения. Кроме этого, он должен располагаться над другими водоносными горизонтами. которые являютсяисточниками централизованного водоснабжения.
На практике это означает, что ни один водоносный горизонт не может быть источником водоснабжения в отсутствие лицензии на скважину. Исключение составляют лишь грунтовые воды, так называемая верховодка. Такие воды, чаще всего, добываются с помощью колодцев и обладают низким качеством, вследствие загрязнения с поверхности.

Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину?
А теперь давайте остановимся на том, какова ответственность за использование скважины без лицензии. Ответственность за добычу подземных вод в отсутствие лицензии предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ. Пользование недрами в отсутствие лицензии предполагает штраф в размере:
· 3000 – 5000 рублей для граждан
· 30 000 – 50 000 рублей для должностных лиц
· 800 000 — 1 000 000 для юридических лиц
Кроме этого, в соответствии со статьей 49 ФЗ «О Недрах» привлечение к ответственности за нарушение законодательства о недрах не освобождает от обязанности устранить нарушение. Таким образом, после уплаты штрафа виновное лицо обязано провести работы по получению лицензии на скважину. либоее ликвидировать.
Необходимо отметить, что данные штрафы предусмотрены за нарушение законодательства в сфере недропользования, однако, сложность отнесения правоотношений, возникающих при добыче подземных вод, к одной отрасли права усложняет ситуацию.
Являясь частью земных недр, подземные водыотносятся также и к категории водных объектов. Это однозначно указано в пункте 5 статьи 5 Водного Кодекса РФ . В статье 1 ФЗ «О недрах» также указано, что отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов регулируются соответствующим законодательством.
Но и это еще не все. Использование подземных вод, как объекта окружающей среды накладывает на лицо, проводящее такое использование, обязанности поохране окружающей среды и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, суммарныйштраф. на который можно нарваться принезаконном использовании подземных вод и которое может повлечь за собой их загрязнение. а при наиболее неблагоприятном стечении обстоятельств и угрозу здоровью и жизни населения в соответствии со статьями:
· 7.3 КоАП
· 8.13 пункт 2 КоАП
· 8.13 пункт 4 КоАП
· 8.42 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 2 КоАП
составляет до 4 500 000 рублей.

Как получить лицензию на добычу подземных вод в 2016 году?
А теперь давайте разберемся, каким образом избежать обозначенных выше неприятностей и получить лицензию на скважину, а также некоторые сопутствующие разрешения, необходимые для законного использования подземных вод для водоснабжения.
Сразу оговорюсь, что в данной статье я акцентирую внимание именно на вопросах получения лицензии на добычу подземных вод. в особенности тех изменениях в законодательстве, которые вступили в силу в 2016 году. Полную информацию, касающуюся законного использования водозаборных скважин вы можете получить, прочитав небольшую серию публикаций по данной теме:
· Законное использование водозаборных скважин. Часть I. Как и у кого получить разрешение
· Законное использование водозаборных скважин Часть II. Согласование с Роспотребнадзором
· Законное использование водозаборных скважин Часть III. Получение лицензии на скважину
Необходимо отметить, что основные изменения в процедуре получения лицензий на недропользование произошли после внесения изменений в ФЗ «О недрах» в 2015 году. С 1 января 2015 года полномочия по выдаче лицензий на недропользование делятся между федеральными органами власти и органами местного самоуправления.
Многообещающие изменения в Федеральном законе «О недрах», которые отменили обязательную государственную экспертизу запасов подземных вод. при суточном объеме их потребления менее 100 кубических метров. не принесли недропользователям желаемого упрощения процедуры получения лицензий.
На сегодняшний день, при любом объеме потребления воды для законного использования скважин необходимо реализоватьполный комплекс мероприятий по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод.
· Получить лицензию на геологическое изучение;
· Разработать проект геологического изучения;
· Пройти государственную экспертизу проекта;
· Провести работы по геологическому изучению, включающие:
1) Анализ фондовых материалов по геолого-гидрогеологической обстановке в районе водозабора;
2) Гидрогеоэкологическое обследование территории;
3) Бурение скважин;
4) Геофизические исследования;
5) Опытно-фильтрационные работы;
6) Гидрогеохимические исследования;
7) Анализ опыта эксплуатации соседних водозаборов
· Написать отчет по геологическому изучению с подсчетом запасов подземных вод;
· При объеме потребления воды менее 100 кубических метров в сутки – пройти согласование отчета в органах местной исполнительной власти
При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки – пройти государственную экспертизу запасов подземных вод
· Если вода используется для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения:
1) разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения;
2) получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в органах Роспотребнадзора;
3) получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
· Получить лицензию на добычу подземных вод;
· При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки – разработать технический проект разработки месторождения подземных вод (технический проект водозабора)

Важным моментом в определении требований для получения лицензии на скважину в 2016 году стал выход Постановления Правительства № 94 от 11 февраля 2016 года «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов» . Правила охраны подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин отражены в III и IV статьях данного документа.
В первую очередь нужно отметить, что теперь всеводозаборные скважины. в обязательном порядке, должны бытьоборудованы счетчиками расходы воды. а также устройствами для замера уровней подземных вод. Данные требования существовали и ранее, однако, они были разрознены. Так, например, учет расхода потребляемой воды был обязателен с учетом требований пункта 3.2.1.5 «СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения».
При выездных проверках факт оборудования скважин такими приборами был интересен, в основном, работникам Роспотребнадзора а со стороны Природоохранной прокуратуры мало контролировался.
Оборудование скважин приборами для замера уровней подземных вод носило рекомендательный характер, в соответствии с «Методические рекомендации по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах» и вообще не могло быть обязательным требованием при проверках.
С 2016 года оборудование абсолютно всех водозаборных скважин приборами учета объемов потребления воды, а также устройствами для замеров уровней подземных вод стало строго обязательным.
Вторым важным изменением является требование об обязательном наличии мониторинговых. а не только эксплуатационных скважинпри суточном объеме потребления воды более 100 кубических метров. На сегодняшний день, неясно могут ли резервные скважины быть приравнены к категории мониторинговых или последние должны быть оборудованы отдельно. Запрос относительно данного момента уже отправлен в государственные органы и как только ответ будет получен, я скорректирую данный пост в части этого интересного нововведения.
Однозначно можно утверждать одно, при суточном объеме потребления воды более 100 кубических метров, с 2016 года. водозабордолжен состоять минимумиз двух скважин.
Третье существенное нововведение обусловлено требованиями пунктов 16-18 статьи IV Постановления № 94 от 11 февраля 2016 года.
В соответствии с пунктом 16 все неиспользуемые и аварийные скважиныдолжны бытьликвидированы в соответствии с проектной документацией. Больше никаких актов о тампонаже в произвольной форме и решений в стиле « … просто зальем оголовок бетоном, да и все». Все в полном соответствии с проектом на ликвидацию или консервацию скважины, что, кстати, существенно усложнит работу организаций, занимающихся ремонтом и ликвидацией скважин, и увеличит стоимость их услуг.
В пункте 17 указано, что подземные водыдолжны выводитьсяна поверхностьминимальным количеством каптажных сооружений (скважин. в большинстве случаев). Таким образом, остро встает вопрос об оценке максимальной производительности каждой скважины. Этот параметр может быть достоверно определен толькопо результатам проведенияопытно-фильтрационных работ на водозаборе. Опытно–фильтрационные работы, по сути своей, есть натурный эксперимент, в ходе которого регистрируются понижения уровней подземных вод в скважине при водоотборе имитирующем реальную эксплуатацию. На основании этих опытных данных рассчитываются гидрогеологические параметры водоносного горизонта, вскрытого скважиной, которыми. по большей части, и лимитируется ее максимальная производительность.
Существовавшая ранее практика полного игнорирования опытно-фильтрационных работ или проведение весьма кратковременных исследований, по всей видимости, должна прекратиться. Кстати, отсутствие жестких требований в части организации таких работ, а как следствие невозможность (отсутствие необходимости и желания), кроме прочего, привело и к снижению общей квалификации гидрогеологов.
Главный вывод из сложившейся ситуации: для проведения работ по лицензированию скважин ищите профессиональных гидрогеологов. Обращайте внимание, чтобы они проводили качественные опытно-фильтрационные работы. продолжительностью неменее 1 суток (а лучше не менее 3 х ). Очень хорошо, если специалисты предлагают проводить интерпретацию таких работ на численных гидрогеологических моделях. имитирующих ход проведения опытно-фильтрационных работ.
В завершение статьи, нельзя не обратить внимания на пункты 18 и 19 статьи IV. В них содержатся требования. касающиеся принятия необходимых мер при бурении новых и ремонте уже существующих скважин. в части предотвращения разгерметизации обсадной колонны, изолирующей водоносные горизонты. А также требования о недопустимости выпуска добываемых подземных вод, не предусмотренного проектом.
Все это свидетельствует о том, что при выборе буровой компании пора перестать ориентироваться на дешевизну погонного метра бурения. В дальнейшем несоблюдение технологии сооружения скважины может привести к нарушению требований законодательства и необходимости ее ремонта, что всегда сложнее бурения «с нуля», или ее ликвидации, а кроме этого и повлечь за собой штрафы за нарушения законодательства о защите подземных вод от загрязнения.

С уважением,
Николай Николаевич Михальчук
Руководитель по организации работ
Старший специалист-гидрогеолог
Гидрогеологического центра "WaterUp"
Научно-производственной группы "Тектоника"
тел. +7 921 776 2366
e-mail: geohydrology@yandex.ru

Источники: http://oburenie.ru/skvazhiny/litsenziya-na-skvazhinu.html, http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a48/43232.html, http://geomaster2010.livejournal.com/13531.html

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий